Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Инновационная площадка в ДОУ

В 2018 году МДОУ присвоен статус региональной инновационной площадки по  проблеме » Комплексное сопровождение  развития игровой деятельности дошкольников», руководитель Репринцева Галина Анатольевна, доцент кафедры психологии и дефектологии, к.п.н. Срок реализации  май  2017 г. -2020 г. — (основание – Приказ Департамента образования Белгородской области от 09.01.2018 г. №1 ).

09.04.2019 года прошел областной семинар «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников  в вопросах развития игровой деятельности детей». В рамках семинара заведующий Елисеева Н.В., старший воспитатель Махнева М.А.  представили выступление на тему «Семейная гостиная как форма приобретения педагогического опыта родителями» (из опыта работы детского сада). ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА

В рамках региональной  инновационной площадки прошел областной семинар по проблеме «Внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов ДОО в области развития игровой деятельности дошкольников: опыт, проблемы, перспективы»(28.09.2018 года).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА (старший воспитатель Махнева М.А.)

Краткий аннотированный отчет о промежуточных результатах региональной инновационной площадки (2018 год)

Приказ Департамента образования Белгородской области «О присвоении статуса региональной инновационной площадки»

Приказ МДОУ «Об организации  деятельности региональной инновационной площадки » (утвержден 17.01. 2018 г. №7).

Программа реализации инновационной площадки (2017-2020 гг.)

Календарный  план — график  работ инновационной площадки «Комплексное сопровождение развития игровой деятельности дошкольников на 2018 год».

В детском саду организована инновационная деятельность по теме «Комплексное сопровождение  развития игровой деятельности дошкольников». Срок реализации:  декабрь 2017 г. и завершение 2020 г.

Список исполнителей: Руководитель инновационной площадки — Репринцева Галина Анатольевна, доцент кафедры психологии и дефектологии,  кандидат педагогических наук.

Заведующий МДОУ —  Кострамина Р.А., старший воспитатель МДОУ  — Махнева М.А., музыкальный руководитель МДОУ -Бондарь Т.Г., воспитатели МДОУ  — Буцык О.А., Ерышева И.В., педагог-психолог — Позник . Л.В.., инструктор по физической культуре — Лабунская И.В.

Продуктивность реализации инновационного проекта

Проблема обеспечения психолого-педагогического сопровождения развития игровой деятельности дошкольников как субъектов образовательной деятельности актуальна для современной образовательной практики. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования перечислены фундаментальные условия, обеспечивающие создание социальной ситуации развития детей дошкольного возраста (пункт 3.2.5. ФГОС дошкольного образования), и в качестве приоритетных условий указаны: во-первых, обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (что требует реализации соответствующей профессиональной позиции воспитателя); во-вторых, поддержка индивидуальности и инициативы детей (что предполагает возможность свободного выбора детьми деятельности и её участников, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, подразумевает недирективный характер помощи воспитателя детям, умеющего «вырастить» и поддержать детскую инициативу и развить самостоятельность дошкольников в разных видах деятельности, начиная с игровой деятельности.).

Реализация зафиксированного ФГОС ДО принципа субъектности дошкольного образования – построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования – согласуется с требованиями профессионального стандарта «Педагог» в части выполнения функций по реализации программ дошкольного образования (Трудовая функция 3.2.1.).

Общение и игра выступают в качестве «фундаментальных образующих» развития ребенка в дошкольном детстве, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: с одной стороны, общение воспитателя с каждым воспитанником определено как первое условие реализации программы, во-вторых, в тексте ФГОС ДО перечислены те виды детской деятельности, через которые может и должно быть реализовано содержание дошкольного образования. «Конкретное содержание … образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».

ФГОС дошкольного образования призван реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого с воспитанниками, которая предполагает понимание, признание и принятие личности ребенка, сотрудничество взрослого и ребенка, признание воспитателем исключительного значения игры в дошкольном образовании.

Перспективный план инновационной площадки

№ п/п Этапы и мероприятия инновационного проекта Сроки реализации
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП май – октябрь 2017 г.
1.1. Выявление актуального противоречия требований ФГОС ДО и возможностей сложившейся образовательной практики май – июнь 2017 г.
1.2. Разработка концепции инновационного проекта и его «дорожной карты» июнь – август 2017 г.
1.3. Разработка программы мониторинга и первичный мониторинг образовательной среды ДОО в аспекте обеспечения развития игровой деятельности дошкольников. Анкетирование родителей (законных представителей) «Отношение к игре». сентябрь 2017 г.
1.4. Уточнение «дорожной карты» октябрь 2017 г.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ноябрь 2017 г. – май 2020 г.
2.1. Внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов ДОО в вопросах руководства развитием игровой деятельности дошкольников ноябрь – декабрь 2017 г.
2.2. Модернизация предметно-развивающей среды ДОО в части обеспечения игровой деятельности дошкольников ноябрь – декабрь 2017 г.
2.3. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей по развитию игрой деятельности дошкольников ноябрь 2017 г. – март 2020 г.
2.4. Реализация комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников как элемента детско-взрослой общности (включая педагогическую диагностику и совершенствование предметно-развивающей среды) январь 2018 г. – май 2020 г.
2.5. Мониторинг качества образовательной деятельности ДОО в части развития игровой деятельности дошкольников январь 2018 г. – май 2020 г.
2.6. Анализ, обобщение и распространение опыта профессиональной деятельности педагогов ДОО по развитию игровой деятельности дошкольников (участие в научно-практических семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства) январь 2018 г. – май 2020 г.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП июнь – декабрь 2020 г.
3.1. Мониторинг качества образовательной деятельности ДОО в части развития игровой деятельности дошкольников как предпосылки успешной учебной деятельности (по результатам обучения выпускников ДОО в начальной школе) ноябрь 2020 г.
3.2. Обобщение результатов инновационной деятельности июнь – декабрь 2020 г.
3.3. Дессиминация опыта инновационной деятельности июнь – декабрь 2020 г.

 На первом этапе  функционирования инновационной площадки в ДОУ  проведен анализ состояния проблемы, теоретический анализ философской, психолого-педагогической, историко-педагогической литературы, сформулирован  понятийный аппарат исследования, создана  образовательно-воспитательная база  для проведения деятельности; проанализированы методы диагностики родителей и детей, касающихся вопросов  развития игровой деятельности дошкольников.

Деятельность инновационной площадки в дошкольном учреждении осуществляется со средней группы  (с 4 лет). Охват детей – 60 чел.

 Предметом исследования является:      

— определение уровня  овладения знаниями, умениями и навыками по  данной проблеме у детей;

— определение умения планирования, организации работы у педагогов;

— определение заинтересованности  и участия родителей в реализации данной     проблемы.

В ходе инновационной деятельности реализовывается основная цель:  разработка и апробация инновационной модели комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников как элемента детско-взрослой общности с учетом требований ФГОС  дошкольного образования.

Вся деятельность осуществлялась по следующим направлениям:

— определены основные задачи деятельности педагогического коллектива в рамках инновационной площадки;

— распределены основные функции каждого педагога — участника инновационной деятельности, составлены и откорректированы индивидуальные планы;

— организовано изучение спроса родителей, педагогов на поддержание инновационной деятельности в дошкольном учреждении;

— проведен смотр готовности группы к новому учебному году по построению предметно-развивающей среды с учетом региональной инновационной площадки;

— утверждены планы работы педагогов с детьми и родителями;

-подготовлены и проведены научно-методические семинары-практикумы с педагогами — участниками.

Руководителем ДОУ осуществляется  следующая деятельность:

-обеспечение нормативно — правовой базы инновационной деятельности;

-организация всего образовательного процесса, его состояние и результативность;

-укрепление материальной базы детского сада в условиях инновационной площадки;

-организация и проведение производственных совещаний при заведующей «Работа педагога в инновационном режиме».

Старшим воспитателем осуществляется  следующая деятельность:

-ознакомление коллектива с существующими программами и методиками  игровой деятельности дошкольников;

-определение места духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве дошкольного учреждения и его интеграция в другие виды деятельности;

-контроль в работе специалистов и воспитателей, участвующих в инновационной деятельности;

-мониторинг деятельности педагогов — участников инновационной деятельности;

-участие в составлении диагностических карт;

-участие в диагностике детей и анализе результатов;

-проведение методических семинаров для членов коллектива;

-участие в создании развивающей предметной среды (с учетом поставленной проблемы);

-организация родительских собраний, связанных с заявленной

проблемой;

-анализ информации о состоянии учебно-воспитательного процесса.

Учебно-методические условия: учебно-методический комплект основной образовательной программы дошкольного образования «Детство», раскрывающий содержание работы по развитию игровой деятельности дошкольников через комплексное психолого-педагогическое сопровождение, в котором участвуют педагоги ДОО и родители дошкольников (планируется разработка в дополнение к имеющимся методическим материалам).

Реализация программы «Детство» (Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) предполагает: «создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;

ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития» [5, c. 8]. Авторы программы «Детство» особое внимание уделяют игре и в структуре программы выделяют отдельный раздел, который раскрывает особенности игры как особого пространства развития ребенка применительно к каждому возрастному периоду детства. «Почему игра стала самостоятельным разделом программы «Детство»? При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое пространство развития ребенка…» [5, c. 11]. В программе «Детство» приводится примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах, которая содержит раздел «Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр» и конкретизирует виды и форм образовательной деятельности в режимных моментах (приложении 1 к программе инновационного проекта). В программе «Детство» определены задачи развития игровой деятельности дошкольников с учетом возраста детей (приложение 2 к программе инновационного проекта).

Материально-технические условия: подготовленная развивающая предметно-пространственная среда (включая помещения детского сада и прилегающую территорию), стимулирующая игровую деятельность (индивидуальную и коллективную) в соответствии с индивидуальным уровнем развития ребенка и зоной его ближайшего развития.

Развивающая предметная среда МДОУ «Детский сад №9 п. Северный» оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения ДОУ имеют комнату для раздевания, групповую, спальную и туалетную комнаты. Предметно-развивающая среда групповых помещений динамична, эстетически оформлена, соответствует методическим требованиям и потребностям детей определенного возраста. Территория участка имеет наружное электрическое освещение, по периметру участка высажены зелёные насаждения (в весенне-летний период на всей территории детского сада высаживаются цветущие растения, оформляются клумбы и цветники, озеленение территории МДОУ составляет 85%). За каждой возрастной группой закреплён определённый участок, оснащенный теневыми навесами, песочницами, скамейками, столами и оборудованием для развития основных видов движений. На участке детского сада создано игровое пространство, позволяющее

 Ожидаемые результаты инновационной площадки : 

№ п/п Цель Предполагаемый результат Вид подтверждения
1. Разработка инновационной модели комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников как элемента детско-взрослой общности с учетом требований ФГОС дошкольного образования

 

Теоретическое обоснование инновационной модели Публикация в издании из перечня ВАК
2. Реализация инновационной модели комплексного сопровождения развития игровой деятельности дошкольников как элемента детско-взрослой общности с учетом требований ФГОС дошкольного образования

 

Апробирование инновационной модели Проведение научно-практического семинара,

публикация научно-методического пособия

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации Повышение качества руководства развитием игровой деятельности дошкольников Проведение мастер-классов,

публикация статей в научно-методических изданиях, участие в конкурсе профессионального мастерства

 

4. Повышение качества дошкольного образования в части взаимодействия с родителями дошкольников как субъектами образовательной деятельности Повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников Ежеквартальные тренинги для родителей, совместные игровые мероприятия,

раздел сайта для родителей

Удовлетворенность не менее 80% родителей Результаты опроса, участие в мероприятиях

 

5. Повышение качества дошкольного образования в области развития игровой деятельности дошкольников.

К семи годам дошкольники:

–  проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности, способны выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;

–  положительно относятся к миру, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;

–  обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Дети владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации, следуют игровым правилам.

 

Степень реального развития этих характеристик и способности их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка, но отмечается устойчивая положительная динамика в развитии игровой деятельности детей (у не менее 70% дошкольников). Результаты мониторинга и сравнительного анализа динамики развития игровой деятельности дошкольников