Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
Показать все

Психолого-педагогическое сопровождение

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и  воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Законодательные ресурсы  нашего государства подтверждают, что независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в развитии и обеспечивает равные права в получении адекватного уровню его развития.

Безбарьерная среда —  включение в сферу жизнедеятельности тех элементов, которые предоставляют людям с сенсорными, физическими и  интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с окружающим миром.

Доступная среда – это организация наиболее безопасных условий для наибольшего количества людей. Организация доступной среды – это оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, что позволит более лёгкому передвижению инвалидов.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В детском саду организована коррекционная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа осуществляется учителем-логопедом Симоновой О.В., педагогом-психологом — Старовойтовой Л.М.

Взаимодействие   специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

Коррекционная работа (инклюзивное образование) направлены на:

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Для детей дошкольного возраста (5 — 8 лет), в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, характерны следующие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно — исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально — ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательных областей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения ООП ДО и решения конкретных воспитательно-образовательных и коррекционно — развивающих задач.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции с детьми, которые имеют речевые нарушения и требуют психологической коррекции, осуществляется посредством Адаптированной Образовательной Программы, разработанной на основе программ дошкольного образования учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи и  программ коррекционно — развивающей направленности.  В качестве дополнения к АОП ДО используются:

-Рабочая программа учителя — логопеда;

-Рабочая программа педагога – психолога;

-Планирование работы логопеда для детей с ОНР, ФФНР;

-Рабочая программа музыкального руководителя;

— Рабочая программа инструктора по физической   культуре;

Формами организации образовательной деятельности с детьми являются подгрупповые занятия, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ДОУ.

Образовательная деятельность с детьми ОВЗ строится исходя из учебного плана ДОУ и общей схемы образовательной деятельности ДОУ для старшей и подготовительной группы.

Специалисты ДОУ организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую, профилактическую и образовательную деятельность. Территориальная  психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) определяет сроки коррекционно-развивающей работы индивидуально по отношению к каждому ребёнку. Решение о направлении детей в течение года на ТПМПК осуществляется на основании психолого-медико-педагогической комиссии МДОУ.

Комплектование и выпуск воспитанников МДОУ на логопункте осуществляет ТПМПК.

В МДОУ осуществляет свою деятельность Психолого-Медико-Педагогический консилиум.

Специалистами ПМП-к оказывается психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности и целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций психолога, логопеда.

Врач-педиатр: организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией, разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.

Медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников

Инструктор по физической культуре: работа над развитием общей моторики и координации движений, использование упражнений на мышечную релаксацию.

Музыкальный руководитель: формирование темпо — ритмической стороны речи, способствование автоматизации звуков посредством специально подобранных распевов, песен, средств логоритмики.

Старший воспитатель — службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.